§ 1. Информация в жизни человека

1.1. Виды информации

Каждый из нас не раз слышал слово «информация». Информацию мы получаем из книг, газет, Интернета, от людей, с которыми общаемся. А что же означает данное понятие?

Информация — сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Большая часть сведений, на основании которых формируется представление человека о мире, поступает к нему благодаря органам чувств. Наличие зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния позволяет нам получать знания об окружающей действительности. В зависимости от того, с помощью каких органов чувств информация поступила к человеку, ее классифицируют по способу восприятия (пример 1.1).

Визуальная информация воспринимается органами зрения (глазами), которые способны различать форму, объем, цвет, перемещение и изменение объектов.

Органы слуха (уши) воспринимают звуковую информацию. С их помощью можно распознавать звуки, различать их тембр, высоту, ритм, эмоциональную окраску.

Тактильная информация связана с органами осязания. Они позволяют на ощупь определить характер поверхности, ее температуру, почувствовать вибрацию, прикосновение.

С помощью органов вкуса человек получает вкусовую информацию о принимаемой пище: горькая, сладкая, кислая, соленая.

Орган обоняния (нос) осуществляет восприятие и распознавание информации о запахах.

Существует также классификация информации по форме представления (пример 1.2).

Графическая информация — сведения, представленные в виде рисунков, схем, чертежей, картин, фотографий.

Текстовая информация — сведения, представленные в виде специальных символов (букв различных алфавитов; иероглифов, с помощью которых записывают отдельные слоги или слова).

Числовая (цифровая) информация — сведения, отражающие количественную меру объектов и их свойств с помощью чисел и цифр.

Звуковая информация — сведения, представленные в виде звуков.

Существуют и комбинированные виды информации, такие как видеоинформация и мультимедийная информация.

Один и тот же вид информации может поступать и храниться в различной форме. Например, музыкальное произведение может храниться в виде аудио- или нотной записи.

Для преобразования информации из одного формата в другой используются различные алгоритмы и устройства.

 

1.2. Носители информации

Для записи, хранения и считывания информации используются носители информации. В древности человек сохранял важные сведения лишь в собственной памяти, т. е. память человека является естественным носителем информации. Потребность запоминать и хранить все возрастающие объемы информации привела к использованию и созданию различных материалов и устройств.

К носителям информации относятся бумага, книга, газета, фотография, магнитные и оптические диски, винчестер, флеш-память и др. (пример 1.3 и пример 1.4). В современном мире строят специальные здания — дата-центры, которые используются для обработки, хранения и распространения информации.

 

1.3. Информационные процессы

В повседневной жизни нам приходится записывать, запоминать и считывать полученную информацию. Человек может поделиться известной ему информацией с другими людьми. Кроме того, на основе обработки имеющейся информации можно создавать новую информацию.

Любая деятельность человека, связанная с информацией, является информационным процессом. Различают следующие информационные процессы: хранение, передача, обработка, поиск информации (пример 1.5).

Люди хранят информацию либо в собственной памяти, либо на каких-либо внешних носителях. Человек может забывать информацию. Информация на внешних носителях может храниться долго и быть доступна разным людям.

Передача информации происходит, к примеру, при разговоре двух людей, при чтении книги или журнала, при просмотре страниц в сети Интернет и др.

В процессе передачи всегда участвуют две стороны: источник и приемник. Передача информации всегда происходит через канал связи: звуковые волны при непосредственном разговоре, услуги почтового сервиса при переписке, сотовая связь при разговоре по мобильному телефону.

В результате изменения содержания или формы представления информации происходит ее обработка.

Содержание информации может измениться в результате вычислительных действий (примером может служить решение любой математической задачи). Процесс рассуждений человека тоже может приводить к появлению новой информации. Получению новой информации помогает исследование различных явлений природы, физических процессов и др.

Форма представления информации изменяется, например, при переводе текста с одного языка на другой, при рисовании картин по текстовому описанию или описании сюжета видеофильма в виде статьи в журнале.

Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, то он осуществляет поиск информации. Для поиска нужной информации используются разнообразные способы и методы: чтение энциклопедий, словарей, книг и журналов, просмотр видеофильмов и телевизионных передач, поиск в сети Интернет и т. д.

С изученными информационными процессами вы можете познакомиться наглядно, рассмотрев пример 1.6.

Существует большое количество определений понятия «информация».

Советский и российский ученый в области общей механики и прикладной математики академик Н. Н. Моисеев (1917—2000) считал, что «в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации».

Интересным является высказывание Норберта Винера (1894—1964) — американского ученого, выдающегося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта: «Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация».

Пример 1.1

Пример 1.2

Пример 1.3. Древние носители информации

Пример 1.4. Компьютерные носители информации

Пример 1.5.

Пример 1.6. Примеры информационных процессов

Изменение содержания информации

Изменение формы представления

Поиск информации



1. Что понимается под информацией?



2. Как можно классифицировать информацию по способу ее восприятия человеком?



3. На какие виды можно разделить информацию по форме представления?



4. Выберите из списка носители информации



5. Какие информационные процессы выполняет человек?



1. Какие информационные процессы выполняет семиклассник при следующих видах деятельности?

1) Запись в конспект материалов урока;

2) устный ответ у доски;

3) перевод текста с русского языка на английский;

4) подбор материалов для реферата по истории.

2. Приведите примеры профессий, в которых основная деятельность специалиста связана с информацией.

3. Опишите ситуации, в которых вы можете играть роль источника информации; приемника информации. Каким каналом связи вы пользуетесь при этом?

4. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:

1) «Древние носители информации»;

2) «Электронные носители информации»;

3) «История звукозаписывающих устройств»;

4)* «Дополненная реальность как форма представления информации».