ГЛОССАРИЙ

Алгоритм Понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи.
Алгоритмическая конструкция ветвление Обеспечивает выполнение одной или другой последовательности команд в зависимости от истинности или ложности некоторого условия.
Алгоритмическая конструкция повторение Определяет последовательность действий, выполняемых многократно.
Алгоритмическая конструкция следование Последовательность команд алгоритма, которые выполняются в том порядке, в котором они записаны.
Алгоритмическая конструкция цикл с параметром Способ организации цикла, при котором количество повторов зависит от начального и конечного значений параметра цикла.
Алгоритмическая конструкция цикл с предусловием Способ организации цикла, при котором количество выполнений команд тела цикла зависит от истинности или ложности условия цикла.
Аппаратное обеспечение компьютера Совокупность всех устройств компьютера.
Архивный файл (архив) Хранит в упакованном виде другие файлы (один или несколько), которые при необходимости могут быть извлечены из архива в первоначальной форме.
Базовые алгоритмические конструкции Следование, цикл и ветвление.
Байт Единица измерения количества информации, состоящая из восьми последовательных и взаимосвязанных битов.
Бит (bit) Минимальное количество информации, для кодирования которой достаточно одного двоичного разряда.
Блок-схема То же, что графический способ описания алгоритма.
Веб-камера Малоразмерная цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.
Векторная графика Изображение в виде геометрических фигур (графических примитивов), описанных математическими формулами.
Видеоинформация Комбинированный вид информации (звук, графика, анимация).
Видеопроектор Устройство, предназначенное для проецирования изображения на большой экран.
Визуальная информация Информация, воспринимаемая органами зрения (глазами), которые способны различать форму, объем, цвет, перемещение и изменение объектов.
Винчестер Основное устройство долговременного хранения информации.
Вкусовая информация Информация, воспринимаемая с помощью органов вкуса.
Вложенные циклы Структура, когда внутри одного цикла выполняется другой цикл.
Внешняя память Память, предназначенная для долговременного и энергонезависимого хранения программ и данных.
Внутренняя память Память, находящаяся внутри компьютера и предназначенная для хранения программ и их данных в процессе работы компьютера (разделяется на оперативную и постоянную).
Вредоносные программы Специально написанные программы, способные нанести ущерб информации, хранящейся на компьютере, или вывести его из строя.
Вспомогательный алгоритм Алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма.
Выравнивание Такое размещение всех выделенных объектов, при котором определенные точки объектов располагаются на одной прямой.
Высказывание Повествовательное предложение (утверждение), о котором в настоящее время можно сказать, истинно оно или ложно.
Гарнитура Микрофон и наушники, объединенные в одно устройство.
Графическая информация Сведения, представленные в виде рисунков, схем, чертежей, картин, фотографий.
Графические примитивы Простые геометрические фигуры: прямоугольник, окружность, эллипс, линия и т. д. С помощью математических формул описываются форма, цвет и пространственное положение составляющих изображение графических примитивов.
Графический режим ОС Режим, в котором пользователь может задавать команды ОС, выбирая их из различных меню.
Графический способ описания алгоритма Графическое изображение команд алгоритма с использованием геометрических фигур (блоков) и стрелок, соединяющих эти блоки и указывающих на порядок выполнения команд.
Данные Информация, представленная в виде, пригодном для обработки на компьютере.
Двоичный код Способ кодирования, в котором каждый разряд принимает одно из двух возможных значений, обычно обозначаемых цифрами 0 и 1.
Двоичный разряд Разряд двоичного кода.
Декодирование Процесс, обратный кодированию.
Диалоговые окна Окна, предназначенные для организации диалога пользователя с компьютером.
Документ-камера Устройство, позволяющее получить цифровое изображение любых предметов.
Жесткий диск То же, что винчестер.
Заливка Закраска внутренней области фигуры.
Запрос в поисковой системе Набор слов, фраз, символов, которые пользователь вводит в строке поиска, чтобы найти интересующую его информацию.
Зацикливание Ситуация, возникающая, если условие в цикле будет всегда истинно (всегда Да) и такой цикл не сможет завершиться.
Звуковая информация Информация, воспринимаемая органами слуха (ушами), которые способны распознавать звуки, различать их тембр, высоту, ритм, эмоциональную окраску; сведения, представленные в виде звуков.
Звуковые колонки Устройство, которое используют для воспроизведения звуковой информации.
Иерархические структуры Структуры, построенные на принципах вложенности (подчинения). Файловая система ОС Windows является иерархической.
Инструментальное программное обеспечение Программное обеспечение, предназначенное для создания другого программного обеспечения. С инструментальным ПО работают программисты.
Информационные процессы Процессы хранения, передачи, обработки, поиска информации.
Информация Сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Информация о запахах Информация, получаемая с помощью органа обоняния (носа).
Исполнитель алгоритма Человек (группа людей) или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнять.
Клиент Компьютер в сети с выделенным сервером, не являющийся сервером.
Код Совокупность условных знаков, каждому из которых присваивается определенное значение.
Кодирование Процесс записи или преобразования информации в соответствии с правилами, заданными некоторым кодом.
Команда вывода данных Команда write( );
Команда ввода данных Команда read( );
Комментарии Текст в программе, который не анализируется при запуске программы на выполнение.
Компьютерная графика Область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Компьютерная сеть Объединение компьютеров, обеспечивающее совместное использование сетевых ресурсов.
Компьютерные вирусы Вредоносные программы, которые способны размножаться самостоятельно, добавляя свой код к другим файлам.
Контекстное меню Меню, которое вызывается щелчком правой клавиши мыши и содержит все команды, возможные для данного объекта.
Логика высказываний Один из разделов современной математической логики.
Логическая операция И Образует составное высказывание А И В, являющееся результатом объединения двух простых высказываний А и B логической операцией И. Полученное высказывание истинно тогда и только тогда, когда А и В одновременно истинны.
Логическая операция ИЛИ Образует составное высказывание А ИЛИ В, являющееся результатом объединения двух простых высказываний А и B логической операцией ИЛИ. Полученное высказывание ложно тогда и только тогда, когда А и В одновременно ложны.
Логическая операция НЕ Меняет значение высказывания на противоположное: истинно на ложно, а ложно на истинно.
Логическое сложение То же, что логическая операция ИЛИ.
Логическое умножение То же, что логическая операция И.
Локальная компьютерная сеть Компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные на небольших расстояниях друг от друга.
Математическая логика Использует математические методы для исследования способов построения рассуждений, доказательств, выводов.
Меню Список для выбора команд.
Микрофон Используют для ввода звуковой информации.
Множество Совокупность каких-либо объектов, обладающих общим свойством. Эти объекты называют элементами множества.
Мобильный компьютер Компьютер, который объединяет все необходимые устройства в одном корпусе.
Мультимедийная информация Комбинированный вид информации (звук, текст, графика, анимация).
Настольный компьютер Компьютер, который состоит из системного блока и подключенных к нему внешних устройств.
Наушники Устройство для воспроизведения звуковой информации.
Обводка Линия, ограничивающая фигуру.
Обстановка Поле Робота, на котором определено положение стен, начальное и конечное положение исполнителя.
Объединение множеств А и В Множество, в которое входят элементы, принадлежащие хотя бы одному из множеств А или В. Для обозначения операции объединения множеств используется знак .
Одноранговая компьютерная сеть Сеть, в которой все компьютеры равноправны.
Оперативная память (RAM) Внутренняя память, предназначенная для хранения программ и данных, с которыми работает компьютер в данный момент.
Оператор присваивания Одна из основных команд обработки данных, предназначенная для того, чтобы:

  • задавать значения переменным;
  • вычислять значения арифметического выражения (результат вычисления будет записан как значение переменной).
Операторные скобки Пара слов, определяющих в языке программирования блок команд, воспринимаемый как единое целое, как одна команда.
Операционная система (ОС) Комплекс программ, позволяющий пользователю общаться с компьютером, управлять устройствами компьютера, программами и информацией, хранящейся в памяти компьютера.
Отрицание То же, что логическая операция НЕ.
Переменная в программировании Именованная ячейка памяти, хранящая значение переменной.
Пересечение множеств А и B Множество, в которое входят только те элементы, которые принадлежат как множеству А, так и множеству В. Для обозначения операции пересечения используется знак .
Периферийные устройства Устройства, не входящие в системный блок.
Подмножество Часть множества.
Полное имя файла Путь к файлу вместе с именем файла.
Пользовательский интерфейс Совокупность средств и способов взаимодействия человека и компьютера.
Порт Разъем материнской платы или карты расширений, предназначенный для подключения периферийных устройств.
Постоянная память (ROM) Энергонезависимая память для хранения программ управления работой и тестирования устройств компьютера.
Прикладное программное обеспечение Программы для решения задач определенного класса предметной области. Для названия прикладных программ часто используют термин приложение.
Приложение Программа из класса прикладного программного обеспечения.
Программа Запись алгоритма в виде последовательности команд, которую может выполнить компьютер.
Программное обеспечение (ПО) Совокупность всех компьютерных программ.
Программный способ описания алгоритма Запись алгоритма в виде программы.
Программы-архиваторы Программы, позволяющие упаковывать файлы и размещать их в специальных архивах.
Процессор Важнейшее устройство компьютера, его мозг. Процессор обрабатывает информацию, выполняя вычисления.
Путь к файлу Последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл.
Рабочий стол Основное окно графического интерфейса ОС, занимающее все пространство экрана.
Робот Автоматическое устройство, которое действует по заранее составленной программе.
Сглаживание (закругление) угла Замена угла на часть окружности или эллипса, вписанного в этот угол.
Сервер Компьютер, предоставляющий свои ресурсы для совместного использования остальным компьютерам сети и управляющий работой этой сети.
Сетевые ресурсы компьютеров
  1. Технические устройства (принтеры, модемы, дисководы и др.);
  2. программное обеспечение (системное, прикладное и инструментальное);
  3. информационные ресурсы (файлы с информацией).
Сетевые черви Вредоносные программы, которые распространяются в компьютерной сети, проникают в операционную систему компьютера, находят адреса других компьютеров или пользователей и рассылают по этим адресам свои копии.
Сеть с выделенным сервером Сеть, которая имеет один высокопроизводительный компьютер, управляющий работой этой сети.
Система команд исполнителя Команды, которые понимает и может выполнить исполнитель.
Системное программное обеспечение Программы для обеспечения работы компьютера и компьютерных сетей.
Системный блок Функциональный блок базовой конфигурации настольного компьютера, необходимый для размещения следующих устройств: материнская плата, блок питания, устройства памяти, карты расширений (видеокарта, звуковая карта, сетевая карта).
Словесный способ описания алгоритма Описание алгоритма средствами естественного языка с точной и конкретной формулировкой фраз.
Составное условие Условие, которое образуется из нескольких простых условий, соединенных друг с другом логическими операциями.
Тактильная информация Информация, получаемая с помощью органов осязания. Они позволяют на ощупь определить характер поверхности, ее температуру, почувствовать давление, вибрацию, прикосновение.
Текстовая информация Сведения, представленные в виде специальных символов (буквы различных алфавитов, иероглифы, с помощью которых записывают отдельные слоги или слова).
Тело цикла Последовательность действий, выполняемых в цикле.
Тестирование программы Проверка правильности работы программы при разных наборах исходных данных.
Тип данных Определяет способ хранения данных в памяти компьютера, диапазон возможных значений данных и операции, которые с этим типом данных можно выполнять.
Троянские программы Вредоносные программы, которые сами не размножаются, а, маскируясь под популярную программу, побуждают пользователя переписать и установить на свой компьютер вредителя самостоятельно.
Условие для исполнителя Понятное исполнителю высказывание, которое может быть истинным (соблюдаться) либо ложным (не соблюдаться).
Файловая система Предназначена для организации выполнения операций над файлами и папками (каталогами).
Файловый менеджер Программа для работы с файлами и папками.
Формальная логика Наука, изучающая формы рассуждений.
Цветовая модель Способ описания цвета.
Цветовой градиент Плавный переход одного цвета в другой.
Цикл То же, что алгоритмическая конструкция повторение.
Цикл пока То же, что алгоритмическая конструкция цикл с предусловием.
Цикл со счетчиком То же, что алгоритмическая конструкция цикл с параметром.
Числовая (цифровая) информация Сведения, отражающие количественную меру объектов и их свойств с помощью чисел и цифр.
Язык программирования Устанавливает набор правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель под ее управлением.